Александр Гоноболин о музыке, конкурсах и концертах | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Александр Гоноболин о музыке, конкурсах и концертах
Александр Гоноболин о музыке, конкурсах и концертах
18 вересня 2016, неділя
Поширити у Facebook

Имя Александра Гоноболина известно далеко за пределами нашего города. Заслуженный артист Украины, скрипач, дирижер, композитор, лауреат и дипломант международных конкурсов. Его скрипку слышали не только Херсон и Николаев, но и многие другие города и страны. И многих почитателей его творчества очень порадовал факт, что Александру Чарльзовичу присвоили звание “Почетный гражданин Херсона”.


Александр Гоноболин

– Александр Чарльзович, этот год для Вас “урожайный” – Вы стали членом Союза композиторов Украины, почетным гражданином Херсона. Как чувствуете себя в новом статусе почетного гражданина?

– Пока никак, еще не получил ни документы, ни льготы. Я не стал бы почетным гражданином, если бы не люди, выдвинувшие мою кандидатуру (глава облорганизации профсоюза работников культуры Виктор Величко) и отстояли, когда ее отклонили: председатель правления Фонда громады Херсона “Захист” Лариса Польская и депутаты Виталий Богданов и Вячеслав Еременко. Всех их хочу поблагодарить от души.

– Но все же, почему известный композитор только сейчас стал членом Союза композиторов?

– В Одессе один из композиторов тоже спросил меня: “А почему раньше не вступали?” Я говорю: “Потому что раньше я писал музыку” .

– Только не говорите, что сейчас не пишете...

– Пишу. А решил вступить в Союз, когда почувствовал, что музыки уже много, что могу заявить о себе. Я ведь диплома композиторского не имею. Как-то начинал заниматься в Одесской консерватории, уже в возрасте, но позанимался всего три месяца, потому что меня пригласили на работу дирижером Николаевского камерного оркестра. Нужно было работать в Николаеве, живу я в Херсоне, плюс учеба на стационаре в Одессе... Совместить было нельзя, и я выбрал оркестр. В дальнейшем работа с оркестром мне очень помогла как композитору, я для него писал много музыки, делал много аранжировок других композиторов – то есть, я рос. Мне очень повезло, далеко не все композиторы имеют этот инструмент – оркестр, и тем более не всем посчастливилось услышать свои произведения при жизни, да еще и продирижировать ими так, как хочется. Я вышел на пенсию, но иногда работаю с Николаевским оркестром. Преимущественно, когда сыну Даниилу нужно сыграть какую-то программу. Выступаем не только в Николаеве, но и обязательно в Херсоне. И вот, когда вышел на пенсию, подумал, что как члену Союза композиторов будет легче реализовывать свои произведения.

– В прошлом году Вы стали лауреатом сразу двух международных конкурсов, хотя всего 4 года назад впервые приняли участие в конкурсе композиторов. Вошли во вкус?

– Я и сейчас во вкусе – просто конкурсов не так много. В основном, их проводят для молодежи – и это понятно. Есть конкурсы, где нужно платить большие (по нашим меркам) взносы – 50 евро, 100 евро. Правда, в конкурсе “Crossover competіtіon award” в Германии тоже был взнос, но 12 евро – это для нас посильно. Конкурс организовывал дуэт скрипачей – брат и сестра. Нужно было для них написать пьеску для двух скрипок до 5 минут. Так как я знаю скрипку досконально, то решил попробовать. Всего участвовало 353 композитора со всех стран мира (от Украины было человек 6-8, от Германии – больше ста). Солидная компания жюри – профессора мюнхенской и гамбургской консерваторий, скрипачи, композиторы, шоумены – отобрала 6 финалистов, и я оказался среди них. Финалистам нужно было либо лично присутствовать на финале, либо по скайпу участвовать – мы впятером сидели в зале, один композитор был в скайпе. Исполнители играли произведения без объявления, без указания автора – под номерами, а голосовать должна была публика. На мой взгляд, профессионализм конкурса закончился в момент окончания работы профессионального жюри.

– Неужели все так плохо? Какими были финальные произведения?

– Написаны мастерски, но все по-разному. И вот объявляют результаты, начиная с последнего. Шестое место – венгерский композитор. Пятое – называют меня. Я удивился. Прослушав все произведения, я рассчитывал услышать свое имя позже. Когда уже приехал в Херсон, мои друзья (они смотрели трансляцию финала онлайн) рассказали, что во время голосования исполнительница взяла целую кипу бюллетеней и бросила в урну. Потом на сайте написали, что кроме присутствующих в зале (было человек 300-400), люди голосовали по интернету, хотя в условиях этого не было. В итоге, первое место получил американец, который всю жизнь прожил в Гамбурге, 2 и 3 место – два немца. На мой взгляд, немножко несправедливо, тем более, что призовой фонд большой – премии 5, 3 и 2 тысячи евро. А впрочем, скоро вы сами сможете посмотреть заключительный концерт, где будут исполняться все эти произведения, сможете сравнить, правильно ли они распределили места. Концерт состоится 25 сентября, я дам ссылку на трансляцию в Фейсбуке.

– Вы расстроены результатом?

– Я рассчитывал занять более высокое место, но, с другой стороны, очень доволен – стал лауреатом международного конкурса композиторов. Плюс все произведения-финалисты должны быть изданы и записаны на диск. Я подписал контракт с немецкой издательской фирмой – жду диск.

– И в то же самое время проходил и американский конкурс?

– Да, я писал произведения для конкурсов в одно время. Но “Trio Composition Competition” ни взноса, ни личного присутствия не требовал – нужно было послать ноты почтой. Конкурс придумал уникальный нью-йоркский коллектив “Project Trіo” – флейта, виолончель и контрабас. Это веселые ребята, манера их исполнения неклассическая, но они много гастролируют, много записываются. Нужно было написать произведение для этих инструментов, и лучшие определяли сами организаторы – без жюри. Предусмотрена была только одна премия 500 долларов, участвовало около 60 композиторов. Сначала мне прислали письмо, что я попал в десятку лучших и вышел во второй тур. Потом пришли окончательные результаты: первое место получил очень известный композитор-американец, и поощрительная премия – Александр Гоноболин за произведение “Контрасты”, хотя никаких поощрительных призов в условиях не было. Какая это премия – не знаю до сих пор. И это трио приглашает меня еще раз принять участие – и я думаю, писать для них или нет...

– А почему бы нет?

– Посмотрю, до октября время есть.

Участие в конкурсах помогает Вам правильно организовать судейство? В этом году Вы возглавляли жюри на детском конкурсе в Северодонецке.

– Не знаю. Но я как скрипач, как профессионал (это был конкурс скрипачей) имею право высказать свое мнение, выставить баллы лучшим. Конкурс был объективный – расхождений просто не было (разве что 1 балл из 12 – но это не расхождение).

– Не страшно было ехать, Северодонецк не так и далеко от линии огня?

– Наверное, нет. Меня поразили дети – ансамбль скрипачей из Торецка – это город прямо на границе, там все время стреляют. Когда они играли – слезы на глаза наворачивались. Им там гораздо сложнее, чем нам...

– В жюри приглашают часто?

– В этом году в жюри буду второй раз – в декабре в Одессе состоится конкурс юных музыкантов “Серебряная нота”. Мое произведение выбрано для обязательного исполнения. За два года я заполнил нишу педагогического репертуара. Я постарался написать деткам удобную для исполнения музыку – чтобы они и пальцы себе не ломали, и играли разнообразные произведения.

– Сын продолжает радовать?

– Да. Даня в прошлом году стал лауреатом международного конкурса скрипачей им. Станковича в Киеве. На концертах в Николаеве и Херсоне он играл виртуозное произведение – первую часть концерта Паганини (я сделал аранжировку аккомпанемента для струнного оркестра – в оригинале играет оркестр симфонический) и “Цыганские напевы” Сарасате – сверхвиртуозное произведение. Спасибо оркестру Николаевской филармонии “Ars nova”, который играет с ним. А в прошлом октябре мы были во Франции (там живет крестная мама Дани) и дали там пару концертов. Даня играл виртуозные произведения – и все открывали рты: как он, такой маленький, может так играть. А еще друзья организовали встречу с парижским профессором консерватории, он, прослушав сына, пригласил его в свой в класс. Но Даня хочет остаться учиться в Киеве. И еще в этом году мы приглашены нашим земляком Борисом Кереселидзе в Израиль – Новый год там встретим и дадим концерты – дуэтом.


Автор: Лариса Жарких
Джерело: Вгору



Інші:

Людмила Монастирська: «У співака має бути такий агент, якому можна повністю довіряти»
Герман Макаренко, диригент Національної опери України, художній керівник оркестру «Київ-Класик»
Кері-Лінн Вілсон, канадсько-американська диригентка
Василь Гречинський, художній керівник і диригент нью-йоркського хору «Думка»
«В Україні надзвичайно цінують органне мистецтво»
Віталій Пальчиков: "Одержимість ідеєю я взяв за основу..."
Анжеліна Швачка: «Оперний співак повинен мати залізну волю і залізні нерви»
Концерт заради миру: як Омар Арфуш змінює світ через музику
Диригентка Оксана Линів — про дебют в Метрополітен-опера і просування української музики в світі
"У нас іншого шляху немає, ми мусимо інтегруватися в світову культуру" – Струтинський
Йорг Цвікер: «Якщо тримати очі відкритими, життя пропонує стільки чудових речей!»
Незрівнянний світ краси: що розповідає і що приховує фільм про Назарія Яремчука
Музична керівниця Національної філармонії Наталія Стець: «Представили за сезон понад 1 тис. 120 концертів»
Як готують шоу Within Temptation на ATLAS UNITED 2024 — інтерв'ю з композиторкою Марією Яремак
Наталія Пасічник, директорка Українського інституту у Швеції
Петро Качанов: «Без глядачів театр – це просто приміщення»
Я не заспівала жодної російської опери, — Софія Соловій
«Елегія військового часу»
Головний диригент Полтавського театру імені Гоголя Олександр Сурженко відзначає 65-річний ювілей
Ярослав Ткачук: життя у… балеті
Андрейс Осокінс, латвійський піаніст
КОМПОЗИТОРКА БОГДАНА ФРОЛЯК: «ТРАГІЗМ, СВІТЛО, ДРАМАТИЗМ І НАДІЮ ПЕРЕЖИВАЄМО МИ, УКРАЇНЦІ, В ЦЕЙ ТЯЖКИЙ ЧАС ВІЙНИ»
Світова зірка Людмила Монастирська
Роман Григорів, Ілля Разумейко: «Сучасне мистецтво, сучасна опера — це те, що відрізняє нас від росії»
«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
      © 2008-2024 Music-review Ukraine